понедельник, 29 ноября 2010 г.

Станьково. Граф Чапский, белорусская Ванга и Марат Казей

Деревня Станьково известна миру тремя вещами:

Графом Чапским,




святой блаженной Валентиной Минской




и пионером-героем Маратом Казеем.




Из усадьбы Чапских до наших дней сохранился лишь парк и несколько строений. Сам дом был взорван партизанами. Из оставшихся строений самое знаменитое библиотека, или "скарбец". Здесь хранилась коллекция уникальных книг, оружия, посуды, фарфора, древних предметов из раскопок. По разным версиям, часть этого была вывезена в польшу, а часть разграблена местными жителями, когда Чапские покинули страну после революции.

Интересна архитектура строения, этакий двухэтажный мини-замок, с башенками по углам.




Честно говоря, разглядывая фотки в инете, скарбец это единственное что меня интересовало в Станьково. Но уведенное сильно опечалило. Ну нельзя так наплевательски относится к таким великим вещам. Уникальное строение просто потерялось среди современных недо-построек, тупости и наплевательства мудаков, и выглядит среди них даже нелепо, как детсадовская постройка, и так и само просится чтобы его снесли. Ну вот например, какой-то мудак построил прямо возле памятника архитектуры XIX века свой унылый гараж, и доволен.




Года полтора назад постройку обнесли забором и на входе поставили леса. На этом реконструкция закончилась. Думаю, теперь пришла пора ставить новые леса, чтобы восстановить сгнившие старые леса, и продолжить реконструкцию дальше.




К сожалению, скарбец меня нисколько не вдохновил, даже находящийся недалеко амбар из тесаного с внешней стороны бутового камня, окруженный деревьями старинного парка, выглядит более внушительно, несмотря на нелепую для такого строения металлочерепицу.




Правда, есть и вещь, которая меня заинтересовала. Камень у входа в скарбницу, с высеченными углублениями и столбиками.




Раньше столбиков было тоже 4, как и углублений. Для чего этот камень я так и не понял, нашел только информацию, что во втором имении Чапских, в Прилуках, был такой же.




Как и скарбец, парк находится в запущенном состоянии, но несмотря на это, внушает намного больше.




Особенно та часть, которая на берегу озера,




которое создал тоже граф, перегородив плотиной местную речушку.




Там же находится очень милая, романтичная восьмиколонная беседка,




в которой и сейчас, с большой охотой проводит время местная молодежь.




По другую сторону озера расположена церковь, которую тоже построил Чапский.




При коммунизме церковь была взорвана, и до половины стен разрушена. Сейчас ее реставрируют.




В киоске рядом можно купить себе именной кирпич.




Когда я делал эту фотку, из окошка вытянулась рука, в которой была ксерокопия с текстом о святой Валентине. Спасибо рука! Взял, почитал. И точно!




Еще из того же окошка еле слышно прозвучали слова о Кресте святой Валентины. И, да! Попробуйте найти его на фотки ниже.




Изучив листовку несложно понять, что блаженная Валентина - это такая местная Ванга, которая могла исцелять больных, предвидела будущее и угадывала прошлое. Причем сама она после перенесенной болезни не могла ходить, и пол жизни провела на кровати. Через 40 лет после смерти, ее канонизировали как святую местного значения.

А крест нашли? На следующей фотке это сделать проще.




Именных кирпичей хватит всем желающим. Как и большинство реставраций в нашей стране, исторически ценные камни и кирпичи проще разрушить до основания, и затем построить заново.




Так уже бывало раньше, когда однажды прорвало плотину, кирпичами из развалин церкви заделали ее. Пойдут в дело и сейчас куски древних стен. Ими можно вымостить дорогу. Так что ваши именные кирпичи не пропадут, если когда-нибудь церковь опять разрушат.




Церковь строили по проекту известного архитектора Константина Тона. Он же автор храма Христа Спасителя в Москве. Это единственная работа известного зодчего в Беларуси. А вот архитектор дома справа, скорее всего, папа Героя Советского Союза Марата Казея.




Это тоже его единственная работа, в Беларуси по крайней мере. А чем он до смерти в ссылке занимался покрыто тайной. Но в этом доме родился и вырос Марат.

Я учился в СШ номер 13 г. Пинска, пионерская дружина которой носила имя пионера-героя Марата Казея. Ну, тут меня и заинтересовало, установить истину, так сказать...

Официально: Герой Советского Союза пионер Марат Казей рано стал сиротой, ушел в партизаны, громил врага, был разведчиком, геройски погиб взорвав себя с врагами гранатой, когда закончились патроны.

То что нашел я: пионером Марат вряд ли был, хотя и в церковь рядом с домом, скорее всего, не ходил, в ней в то время колхозный амбар был. Сын врага народа не мог в то время быть пионером, не была комсомолкой и его старшая сестра Ариадна, по той же причине. Отец Марата, идейный коммунист, матрос Балтийского флота, стоял у истоков революции. Отца сослали в ссылку за "вредительство", где он в 1942 году умер. Девичья фамилия матери Марата была так же Казей, хотя родственниками с отцом они не были, даже наоборот, их семьи враждовали. Мать так же была идейной коммунисткой, и так же ее объявили врагом народа, правда перед войной выпустили. Всего у них было пятеро детей, но трое по разным причинам до начала войны не дожили. Когда фашисты повесили мать на площади свободы в Минске, за то что она выдавала по приказу подполья раненного командира за своего вернувшегося мужа, Марат и Ариадна ушли в партизаны. Ариадну контузило зимой, она трое суток в полубреду бродила по лесу, в результате отморозила ноги, которые ей потом, в полевых условиях, по дороге к самолету, прямо на возу отрезали ножовкой. Про смерть Марата, вроде как, официально говорят правду, возвращался с еще одним разведчиком с задания, попали в засаду, кончились патроны, взорвал себя и фашистов гранатой. Марату оторвало руки, и половину черепа. Ариадна жила в Минске, получила кучу титулов, Герой Социалистического Труда, депутат Верховного Совета, член ревизионной комиссии ЦК Компартии Белоруссии, заслуженная учительница БССР, умерла в 2008 году. Марата похоронили в деревне, возле которой он погиб, после войны останки перевезли на кладбище в Станьково, ну а еще позже, перезахоронили еще раз вот здесь,




в сквере, в центре Станьково.




Красная часть сквера посвящена Марату, а зеленая всем остальным.




В общем, вот такой вот подвиг паренька, за систему, которая убила его отца, и искалечила бы жизнь и самому Марату. Не знаю как вы, а я в подвиг поверил. Не стала бы система навешивать подвиг сыну своего врага, если бы подвига вообще не было. Скорее, система была тут как тут, и примазалась к геройству.




Да разве один только Марат тогда совершал подвиг?





Кстати, дома Марата на фотках нет. Года три назад он стоял, как обычный деревенский дом, с табличкой. А года 2 назад его отремонтировали так, что он никак не похож на дом паренька-партизана, которым восхищалось не одно поколение советских подростков. Не похож настолько, что я даже подумать не мог, что это он и есть. Так и стоит он сейчас, обшитый белым сайдингом, с пластиковыми окнами и спутниковой тарелкой на крыше. Живет там, кстати, двоюродный брат Марата Казея, говорят...

Комментариев нет:

Отправить комментарий