Это костел Преображения Господнего, который стоит в деревне Ваверка 150 лет.
Отличительных особенностей у этого костела две:
- самая красная крыша, из всех костелов, которые я когда либо видел, даже алая;
- единственный костел, брама которого была закрыта, так что даже во дворик мы не попали.
А это костел святого Иоанна Крестителя, который стоит 240 лет в деревне Василишки.
У этого костела крыша красная лишь частично, да и сам костел не белый, поэтому красный цвет так в глаза не бросается как в Ваверке.
Зато бросается в глаза другое, это самый "оборудованный" костел по части благоустройства окружающей территории. Справа от костела расположен парк, оформленный в одном стиле с костелом, скульптуры, лодочки из камня,
скамеечки всякие.
За костелом несколько построек, все в том же едином стиле, среди них даже физкультурно-оздоровительный комплекс "Родничок".
Через пару километров от деревни Василишки находится деревня Старые Василишки, в которой находится самый большой костел из всех, которые мы встретили в экспедиции. Костел святого Петра и Павла построен из красного кирпича 110 лет назад.
Костел внушает своими размерами. Чтобы он поместился в кадр, мне пришлось шлепать в даль по лужам метров триста.
Фундамент сделан из тесанного камня. Присмотритесь к фундаменту. На многих каменных блоках были выгравираваны какие то надписи, которые позже были старательно затерты и замазаны цементом так, что сейчас их не прочтешь.
И все равно, не смотря на внушительные размеры костела, красный кипич отдает дешевизной, вот был бы он построен весь из камня, как в Рубежевичах, я бы эмигрировал в Старые Василишки на ПМЖ.
Ни в книжках, ни в сказках, я раньше не встречал ничего похожего на церковь Рождества Богородицы в деревне Мурованка.
Это храм оборонного типа. По углам практически прямоугольного строения находятся живописные башенки с бойницами.
Похожая по архитектуре церковь, с такими же башенками по углам есть только в деревне Сынковичи, недалеко от Слонима.
500 лет она стоит на возвышенности.
В этом храме можно было пережить осаду. Отсюда на врага могла литься раскаленная смола,
из бойниц сыпаться стрелы. Удивительно, как у нас смогла достоять до наших дней такая красота. Пережила не только войны, но и эру когда из церквей делали планетарии.
Если на табличке с названием деревни Лебеда стереть тряпочкой 2 первые буквы, то получится другое название деревни.
Жители деревни чтут и любят свое название деревни. Не успели мы проехать 100 метров от знака до церкви, как там нас уже ждала местная тетенька с вопросами что мы там делали возле знака.
А это церковь святого Николая, которая стоит в деревне Лебеда 110 лет.
А это
Двери гостеприимно открыты. Заходите в гости.
Внутри чуть по спартански, ничего лишнего, кое-что из мебели, кровать, немного шмоток, жить можно.
Местные и тут бдят. Тут как тут нарисовался мужик, вопросы у него были все теже: "Что вам тут надо?". Кстати, это он нам сказал, что это бывший поповский дом, а сам батюшка нынче поживает в соседней деревне. Поговорили о зарплатах, в колхозе платят 450 тыщ. бел. руб. в месяц ($150).
- Ради чего стояла 150 лет ажурная, каменная Успенская церковь?
- Ради того, чтобы к нам заехала ЗКПЭ Лидабир 2011! - дружно хором ответят жители деревни Радивонишки.
Внимательные читатели сразу заметят, что типовые проекты придумали задолго до Хрущева. Менее внимательные читатели найдут 10 отличий от церки святого Николая в Лебеде.
Еще пару лет назад, усадьба Грабовских в деревне Тарново была колоритным, обшарпанным, без окон и дверей, заброшенным строением в стиле неоренессанс, несущим на своем лице печать столетия. Теперь оно сверкает новенькой детской площадкой, на его лице еще не успела засохнуть свежая краска,
а в окнах новые стеклопакеты, с которых еще даже не ободрана защитная пленка.
Печать столетия остался нести только стоящий рядом колоритный погреб/ледник.
-У-у-у.... - сказал ему Леха.
Я просунул фотоаппарат в щель между дверьми ледника, фотик пстрикнул, и находящаяся внутри пыль или пар отразили свет обратно, ослепив линзу объектива и оставив еще больше вопросов что же там внутри. Удается разглядеть только странные кирпичные сооружения внутри, уходящий вниз полукруглый пол, и отчетливо видно только какой-то белый циферблат со стрелкой.
Само собой разумеется, что в Белогруде костел можно было строить только из бело-желтого кирпича.
105-летний костел святого Михаила Архангела, в неороманском стиле, красив, но не внушает своими размерами после посещения "красного гиганта" в Старых Василишках.
Темнело, здесь и закончился первый день экспедиции по окрестностям Лиды. А это старая деревянная колокольня XIX века, стоит прямо за костелом.
А в следующий день, доверившись GPS навигатору, мы оказались на колхозном хоз дворе среди свинарников и гор навоза.
Кстати, это самая романтичная свиноферма из всех что я видел. Ну где еще есть такие изящные свинарники? Изнутри доносились радостные, бодрые, довольные хрюки.
И ферма, и этот замечательный дом в деревне Бердовка, который мы и искали, в конце XIX - в начале XX века принадлежали Домбовецкому Александру Станиславовичу, белорусскому краеведу, общественному и политическому деятелю.
Напротив дома раскинулся шикарный старинный парк, вернее то, что от него осталось.
Там же, рядом со входом был любезно установлен биг-борд, с планом поместья. Мы очень обрадовались и были весьма благодарны его создателю. Не долго думая, пошли смотреть кузницу, но вместо кузницы нашли какой-то колхозный сеновал.
Пошли искать пивницу, но пришли неизвестно куда...
Пошли искать водяную мельницу а нашли вот это...
Оказалось, что этот план это реконструкция поместья, почти ничего из того, что там нарисовано, до наших дней не дожило. А перед вами Троицкий костел.
Яркий образец новодела. Новье новее некуда, 2006 год.
Что это вам напоминает?
- Тсс-с-с! Не хихикать, едем дальше.
Но не долго, проехать не остановившись мимо Покровской церкви в деревне Большие Князиковцы не возможно. Особенно интересна брама-колокольня, которой как и церкви "звякнуло" 150 лет. На ней действительно есть колокола, а чтобы залезть на этот балкончик, нужно приставить приставную лестницу. Высота, скажем не малая, звонарю в возрасте, чтобы звякнуть, лезть туда будет опасно.
Сама церковь маленькая и уютная, как наш бложик,
но с пластиковыми стеклопакетами.
А еще в 5 лет назад все окна были вот такими красивыми.
И мы приближаемся к Липнишкам.
К внеземной красоты костелу святого Казимира из тесаного камня в неоготическом стиле.
В прошлом году костелу исполнилось 100 лет.
Гарри Поттера снимали здесь.
Решено. Перееду в Липнишки на ПМЖ.
Зайдем внутрь.
Когда католики заходят в костел, они становятся на колени, кто на пол, кто на специальную подставку.
Внутри костела девственная белизна
и орган, не рабочий. Но есть что-то типа пианино, и иногда приезжает пианистка и играет. Так сказала одна прихожанка.
В костеле был дымок, наверное, от лампад и солнечный свет красиво, лучами, струился в окна.
Красивые балкончики,
на которые не нужна приставная лестница
и свежая пресса на польском и белорусском языках.
Не ожидал....
А на эту башню мы чуть не поднялись
по этой лесенке,
но проворонили, когда проходил мимо ксендз, а потом началась служба и мы не стали его отвлекать, а он проигнорировал нас. Планы на сегодня у нас еще не закончились, поэтому мы покинули сее место,
ведь у нас по плану еще был... О-ло-ло..!! Рио-де-Жанейро!
Нет, Ивье и 400-летний монастырь бернардинцев.
На сайте "Глобус Беларуси" определили стиль как готика, ренессанс, раннее барокко, рококо...
От такого наплыва стилей может понадобиться хуткая дапамога...
Войдем внутрь.
Готика, ренессанс, раннее барокко и рококо все явнее и явнее ощущаются.
Внутри опять все белым-бело.
Несмотря на девственную белизну, внутри чувствуется дух столетий.
Старинный орган.
Члены экспедиции Лидабир 2011 внимательно изучили представленные экспонаты.
Невозможно представить, сколько всего выслушала эта исповедальня за 400 лет.
Пойдем смотреть Ивье.
Ивье - маленький городок около 10 000 жителей, почти деревня, районный центр. Ивье мне понравился. В Ивье есть комплекс. Комплекс составляет главная площадь,
улица, которая спускается к монастырю и сам монастырь.
На площади и на улочке сохранились старые дома.
- О! Домики как в Пинске. - сказала моя сестра, когда увидела их фотографии.
Об этом же я говорил Лехе во время экспедиции.
Ну разве не мило? Полное ощущение старины, настоящей, живой. Чувствуется дух времени.
Есть в Ивье и несколько панельных пятиэтажек. Остальные улицы застроены частным сектором, огороды которых на 95% площади застроены огромными теплицами, опять как в Пинске... В общем, Ивье - это такой мини-Пинск в гродненской области. Но есть и отличие, в Пинске есть даже трактор-памятник, но нет мечети.
Необычно видеть на шпиле башни вместо креста месяц...
Удивительно, 130 лет она тут стоит.
Как только мы подъехали к мечети, из соседнего дома вышел мужик со слегка раскосыми глазами, доброжилательно поздоровался, предложил сходить к имаму чтобы он открыл мечеть и показал нам ее внутри, но солнце уже почти касалось земли, а у нас были еще планы...
Деревянный костел Рождества Девы Марии в деревне Дуды.
240 лет он стоит на окраине деревни, в тишине, вне суеты. Вечерело. Вот такой месяц видеть над башнями гораздо привычнее.
То ли потому, что это было последнее из запланированных экспедицией мероприятий, то ли атмосфера у простого как дважды-два деревянного, старинного строения особая, участники экспедиции почувствовали себя беззаботно, спокойно и безмятежно. Мы встретили закат, и отправились домой.
Планов на сегодня больше не было...
Ну а самые любопытные читатели могут посмотреть на карте места, где все фотографии из этого отчета были сделаны.
Амаль на свае вочы паглядзела тое, што мне знаёма з дзяцінства. Нядрэнна, нават! Здымкі класныя! А карту-схему ў Бердаўцы, здагадайцеся з аднаго разу, хто зрабіў...))) Таксама шкадую, што амаль аніякіх пабудоў, там адзначаных, на сёння не засталося((( А млын я яшчэ застала была. Ён месціўся ля самага маста па трасе Ліда-Іўе. Калі ехаць з Ліды, то па правым баку адразу за Вядроўкай, пры самым яе беразе. Цяпер там толькі парэшткі валуноў і засталіся, а ў маім дзяцінстве былі ажно дзве з паловай сцяны...
ОтветитьУдалить